В своде знаний BABOK версии 3.0 важную роль играет результат работ под названием «Подход к бизнес-анализу» (Business Analysis approach). В рамках этой статьи я предлагаю обсудить это понятие.

Подход к бизнес-анализу (BABOK 3.0)

Какие подходы бывают

Если ознакомиться со всей областью знания «Планирование и мониторинг бизнес-анализа», то станет ясно, что термин «подход» (approach) разработчики стандарта любят. Помимо результата работ «Подход к бизнес-анализу», результатами вышеупомянутой области знания являются:

  • «Подход к вовлечению стейкхолдеров»
  • «Подход к управлению информацией по бизнес-анализу»
  • «Подход к управлению бизнес-анализом».

Таким образом эти четыре «подхода» образуют методологическую основу для выполнения всех работ по БА в проекте.

Так что же – надо делать четыре разных документа? Или их можно объединить?

Стандарт говорит по этому поводу следующее (в разделе 3.1.8):

<…> результаты бизнес-анализа в области планирования и мониторинга знаний (эти самые четыре подхода) могут быть интегрированы в общий подход или быть независимыми на основе методологии, организации и перспективы.

(здесь и далее синим шрифтом выделен перевод стандарта BABOK V3.0).

Значит, мы вольны сами выбирать – будет ли у вас в проекте один комплексный методологический документ, либо набор.

Основной подход

Продолжаем с «Подходом к бизнес-анализу», как главным источником методологии по БА на проекте. Получается «Подход к бизнес-анализу» как результат выполнения задачи с подсказывающим названием  «3.1 Планирование подхода к бизнес-анализу», назначением которой и является «определение подходящего метода для проведения работ по бизнес-анализу». Т.е. подход к бизнес-анализу – это прежде всего метод.

Диаграмма задачи 3.1 (BABOK 3.0)
Диаграмма задачи 3.1 (BABOK 3.0)

Как видно из картинки, основное, что необходимо для определения подхода к бизнес-анализу – это потребности, которые являются входом для задачи, но также учитываются существующие методологии и фреймворки, бизнес-политики, мнения экспертов, подход к вовлечению стейкхолдеров. Подход к бизнес-анализу используется в 11 задачах по бизнес-анализу (всего таких задач 30). Так что «Подход к бизнес-анализу» – это весьма важное понятие, которому следует уделять достаточное количество времени.

Определение

Глоссарий BABOK даёт следующее определение термину «подход к бизнес-анализу»:

Это набор процессов, правил, руководств, процедур и активностей, которые используются для выполнения работ по бизнес-анализу в заданном контексте

В описании задачи 3.1 даётся ещё более развёрнутое определение:

Подход к бизнес-анализу: определяет подход к бизнес-анализу и активности, которые будут выполняться в рамках инициативы (по БА), включая то, кто будет выполнять активность, сроки и последовательность работ, результаты, которые будут подготовлены, и методы бизнес-анализа, которые могут быть использованы.

К сожалению, BABOK не содержит рекомендованного шаблона, ознакомившись и адаптировав который можно было бы формализовать свой подход к бизнес-анализу.

Возможный состав документа

Внимательно прочитав стандарт, я выделил следующие элементы, из которых может состоять ваш подход к бизнес-анализу:

  • Подход к планированию: предиктивный (читай «водопад») или адаптивный (читай «Agile»), или что-то среднее
  • Перечень результатов работ по БА, уровень их формальности и детализации
  • Активности и задачи по БА, которые необходимо выполнить для получения результатов, с указанием ответственных, сроков и зависимостей – фактически план работ по БА)
  • Перечень используемых методов по бизнес-анализу
  • Методические указания по каждому используемому методу (очень желательно, возможно в качестве приложений или внешних документов. Мало ведь сказать, что мы используем метод «Интервью», необходимо понять – как мы его используем, чтобы добиться единообразия)
  • Порядок согласования и утверждения (как самого подхода, так и результатов работ по БА)

Хорошо также иметь стандартный (типовой) документ, максимально абстрагированный, который можно взять за основу и адаптировать его для каждого нового проекта, ведь каждый проект уникален.

Используемые методы

Как я уже писал, разработка подхода к бизнес-анализу – это тоже задача по бизнес-анализу, а значит BABOK рекомендует методы, которыми необходимо пользоваться. Вот некоторые из них:

  • Мозговой штурм: чтобы определить активности по БА, техники и риски
  • Анализ документов: чтобы определить, какие активы организации у нас есть и что можно использовать
  • Оценка: сколько времени будут занимать активности по БА
  • Финансовый анализ: какая комбинация активностей и результатов по БА принесёт максимальную ценность
  • Функциональная декомпозиция: разложить сложные активности по БА на управляемые элементы
  • Интервью: для разработки планов
  • Отслеживание вопросов\элементов: для отслеживания возникающих во время разработки подхода к БА  рисков\проблем\вопросов
  • Извлечение уроков: чтобы учесть существующий опыт организации
  • Моделирование процессов: для определения и документирования подхода к БА
  • Ревью: для валидирования выбранного подхода к БА у стейкхолдеров
  • Анализ и управление рисками: оценка рисков при выборе подхода к БА
  • Моделирование границ: для определения границ решения
  • Опросы или анкетирование: для идентификации активностей, методов, рисков и т.п.
  • Воркшопы: для разработки планов

Выводы

Фактически, «Подход к бизнес-анализу» является основным методологическим документом, регулирующим все работы по бизнес-анализу. Разумеется, что он должен быть согласован ключевыми стейкхолдерами и соответствовать общей методологии проекта.

Подход к бизнес-анализу (BABOK V3.0)
Яндекс.Метрика