Реализация метода Интервью в стандарте BABOK 3.0
В продолжение публикаций по стандарту BABOK 3.0, сегодня я рассмотрю метод «Интервью». Ранее у меня уже была публикация по методу «Извлеченные уроки» (Lessons Learned), интересующиеся могут с ней ознакомиться.
Трудно встретить консультанта, который бы никогда не брал интервью у Заказчика. Практически в каждом проекте, будь то проект по управленческому консалтингу или по внедрению ИТ системы, есть потребность в проведении интервью. Вы можете работать в консалтинге, или быть внутренним консультантом — выявлять требования всё равно придётся, и метод интервью — это то, что нужно.
Так что же такое «Интервью», с точки зрения стандарта BABOK 3.0?
Начнём с определения:
Интервью представляет собой системный подход, предназначенный для получения информации по бизнес-анализу от человека или группы людей, путём беседы, вопросов и документирования ответов. Интервью могут быть использованы для установления связей и укрепления доверия между бизнес-аналитиками и заинтересованными сторонами в целях расширения участия заинтересованных сторон или поддержки предлагаемого решения.
Метод, используется по многих задачах по бизнес-анализу:
- 3.1 Подход к планированию бизнес-анализа
3.2 Планирование взаимодействия с заинтересованными сторонами
3.3 Планирование управления бизнес-анализом
3.4 Планирование управления информацией в бизнес-анализе
3.5 Идентификация повышения производительности бизнес-анализа - 4.1 Подготовка к этапу выявления
4.2 Проведение этапа выявления
4.3 Утверждение результатов этапа выявления
4.4 Передача информации - 5.3 Приоритизация требований
5.4 Оценка изменения требований - 6.1 Анализ текущего состояния
6.2 Определение будущего состояния
6.3 Оценка рисков
6.4 Определение стратегии изменений - 7.4 Определение архитектуры требований
7.5 Определение параметров проектирования (дизайна)
7.6 Анализ потенциальной ценности и рекомендации по решению - 8.2 Анализ показателей производительности
8.3 Оценка ограничений решения
8.4 Оценка бизнес-ограничений
Как Вы можете сами убедиться, метод «Интервью» нашёл широкое применение в рамках стандарта BABOK 3.0 и изучить данный метод поподробнее определенно стоит.
Стандарт определяет два основных типа интервью: структурированное и неструктурированное.
- Структурированное интервью — в котором интервьюер (тот, кто берет интервью) имеет заранее определенные вопросы
- Неструктурированное интервью, в котором интервьюер имеет заранее определенные вопросы. Неструктурированные интервью, в котором интервьюер не имеет заранее определенный Формат или порядок вопросов.На практике, бизнес-аналитики могут использовать комбинацию из этих двух типов интервью, добавляя, удаляя и изменение порядок вопросов, по мере необходимости.
Каждый метод в BABOK 3. 0 состоит из элементов, и «Интервью» здесь не исключение.
Элементы метода бизнес-анализа «Интервью»:
- Цель интервью
- Потенциальные интервьюируемые
- Вопросы для интервью
- Логистика интервью (помещение, способ записи, порядок обработки результатов)
- Порядок проведения интервью
- Подтверждение результатов интервью
Сильные стороны метода:
- Поощряет участие и устанавливает отношения с заинтересованными сторонами.
- Простой и прямой метод, который может быть использован в различных ситуациях. Позволяет интервьюеру и участникам провести всестороннее обсуждение и разъяснение вопросов и ответов.
- Предоставляет возможность наблюдения за невербальным поведением.
- Интервьюер может задавать уточняющие и наводящие вопросы, чтобы подтвердить свое понимание.
- Сохраняет фокусировку с помощью четких целей интервью, которые согласованы со всеми участниками и могут быть достигнуты в отведенное время.
- Позволяет интервьюируемым высказывать свое мнение в частной беседе, которое зачастую не может быть высказано публично, особенно когда результаты собеседования являются конфиденциальными.
У метода есть и ограничения:
- Требуется значительное время для того, чтобы спланировать и провести интервью.
- Требуется немалая самоотдача и вовлеченность участников интервью.
- Необходима подготовка (обучение, тренинги) для проведения эффективного интервью.
- Результаты интервью могут быть предметом интерпретации (неоднозначность результатов).
- Есть риск манипуляции и получение необъективных результатов.
Описание метода в стандарте занимает три с половиной страницы и носит, скорее, декларативный характер. Что же можно добавить к вышесказанному, чтобы сделать использование метода эффективным в Ваших проектах и регулярной деятельности? Много чего.
На моём специализированном курсе по методам бизнес-анализа я дополнительно рассматриваю со слушателями следующие темы:
Какие типы вопросов бывают и как их необходимо применять:
Основные ошибки и «подводные камни» интервью:
Советы признанных мастеров жанра (в данном случае, от компании McKinsey):
Трудно встретить консультанта, который бы никогда не брал интервью у Заказчика. Практически в каждом проекте, будь то проект по управленческому консалтингу или по внедрению ИТ системы, есть потребность в проведении интервью.
Если у Вас остались какие-то вопросы, или вы хотите заказать корпоративный тренинг — пишите на olegburko.ru@gmail.com
P.S.
Как реализована поддержка метода BABOK 3.0 «Интервью» в инструменте Sparx Architect 13 версии можно вот здесь: Реализация метода БА Интервью в инструменте SPARX Architect 13 версии.
В августе 2015 года Sparx Systems (http://www.sparxsystems.com/), разработчик средств по управлению архитектурой предприятия, известный своим продуктом Sparx Architect и Международный институт бизнес–анализа (www.iiba.com) заключили меморандум о взаимопонимании. Одним из результатов этого меморандума стал продукт, который показывает, как требования стандарта BABOK могут быть реализованы в продукте Sparx Architect версии 13. Подробнее об этом в публикации: BABOK 3.0 и SPARX Architect.