Введение
Это вторая статья серии, которая посвящена теме модели компетенций успешного аналитика. Напомню, что основной целью является попытка ответить на вопросы: «Как должна выглядеть модель компетенций аналитика? Какие компетенции необходимы, чтобы стать успешным аналитиком?».
Подход IIBA®
Вы уже можете ознакомиться с первой статьёй серии «Модель компетенций успешного аналитика. Часть первая (IIBA®)», которая была посвящена подходу к построении модели компетенций с точки зрения Международного института бизнес-анализа (IIBA®) и рассказывала про «базовые» (underlying) компетенции, изложенные в BABOK® 3.0 и «исполнительские» компетенции, описанные в Модель компетенций по бизнес-анализу от Международного института бизнес-анализа (IIBA® Business Analysis Competency Model Version 4.0). Рекомендую сначала прочитать первую статью серии, перед прочтением настоящей статьи.
Профессиональные стандарты Министерства труда РФ
В этой, второй статье серии, я собираюсь обсудить подход, который содержится в отечественных профессиональных стандартах Министерства труда РФ. Их достаточно много (на момент написания статьи количество равнялось 1609), с полным перечнем можно ознакомиться на сайте: https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov
Однако, сначала необходимо изложить общий подход, по которому написаны данные профессиональные стандарты. Профессиональная деятельность в них делится на обобщённые трудовые функции, в свою очередь каждая обобщённая трудовая функция делится на трудовые функции. Далее, каждая трудовая функция делится на элементарные трудовые действия. И каждая трудовая функция в своём описании содержат необходимые для успешного выполнения содержащихся в ней трудовых действий умения и знания, что нас и интересует в рамках целей настоящей статьи.
Чтобы сравнить два подхода (от IIBA® и от Минтруда), придётся проводить какие аналогии. Например так:
В BABOK® 3.0 область знаний по бизнес-анализу — это набор логически (но не последовательно) связанных задач. Можно сопоставить ей обобщённую трудовую функцию в стандарте Минтруда, а задачу по бизнес-анализу сопоставить с трудовой функцией. В каких-то случаях задача по бизнес-анализу может быть сопоставлена с несколькими трудовыми действиями.
Профессиональный стандарт «Бизнес-аналитик»
Нас интересует Профессиональный стандарт «Бизнес-аналитик» (утверждён 22.11.2023, действует с 01.09.2024). Обратите внимание, что нам нужна свежая редакция, которая вступила в действие буквально пару месяцев назад. Стандарт можно скачать совершенно бесплатно. В нём деятельность бизнес-аналитика разделена на следующие трудовые функции:
Обобщённая трудовая функция «A. Работа с заинтересованными лицами»
В первой статье серии «Модель компетенций успешного аналитика. Часть первая (IIBA®)», я привёл пример исполнительских компетенций для задачи по бизнес-анализу «Подготовка к выявлению» из области знания BABOK® 3.0 «Выявление и сотрудничество». Далее я буду использовать этот пример для сравнения двух подходов: от Минтруда РФ и от IIBA®.
На мой взгляд, наиболее подходящей для сравнения обобщённой трудовой функцией в профессиональном стандарте «Бизнес-аналитик» является «A. Работа с заинтересованными лицами», которая включает в себя следующие трудовые функции:
А/01.5 Выявление заинтересованных сторон
А/02.5 Взаимодействие с заинтересованными сторонами
Трудовая функция «А/01.5 Выявление заинтересованных сторон» требует от аналитика следующих умений:
Использовать техники выявления заинтересованных сторон
Планировать, организовывать и проводить встречи и обсуждения с заинтересованными сторонами, в том числе с использованием инструментов (платформ) онлайн-коммуникаций
Использовать техники эффективных коммуникаций
Выявлять, регистрировать, анализировать и классифицировать риски, разрабатывать комплекс мероприятий по управлению ими
Собирать, классифицировать, систематизировать информацию и обеспечивать хранение и актуализацию информации для бизнес-анализа
Оформлять результаты бизнес-анализа в соответствии с выбранными подходами
Определять связи и зависимости между элементами информации для бизнес-анализа
Анализировать внутренние/внешние факторы и условия, влияющие на деятельность организации
Анализировать степень участия заинтересованных сторон
Анализировать качество информации для бизнес-анализа с точки зрения выбранных критериев
Производить анализ предметной области
Выполнять функциональную декомпозицию работ
Применять IT-инструменты (приложения и платформы) для обеспечения работ по бизнес-анализу, в том числе осуществлять навигацию по различным веб-ресурсам, поиск информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
Моделировать объем и границы работ
и нижеперечисленных знаний:
Теория заинтересованных сторон
Теория межличностной и групповой коммуникации в деловом взаимодействии
Теория конфликтов
Языки и инструменты визуального моделирования
Управление рисками
Теория систем
Предметная область и специфика деятельности организации в объеме, достаточном для решения задач бизнес-анализа
Свободно распространяемое программное обеспечение, необходимое для обеспечения работ по бизнес-анализу, включая пакеты офисных приложений
Сравнение подходов к построению модели компетенций
Сказанного уже достаточно, чтобы сделать некоторые выводы. Начну с плюсов, которые имеет профессиональный стандарт «Бизнес-аналитик» от Минтруда РФ.
(+) Предпринята попытка структурировать деятельность бизнес-аналитика, путём выделения цепочек понятий «Обобщенная трудовая функция (6) — трудовая функция (15) — трудовое действие (59)», что можно, опять-таки условно, сравнить с подходом, изложенным в BABOK® 3.0, где бизнес-анализ структурируется через понятия «Область знаний (6) — задача по бизнес-анализу (30)». Нетрудно заметить, что в профессиональном стандарте от Минтруда работа аналитика детализирована более подробно (59 трудовых действий), чем в BABOK® 3.0 (где выделены 30 задач). Если синтезировать оба подхода можно добиться более полного и детального описания работ, выполняемых бизнес-аналитиком
(+) Статус профессионального стандарта
(+) Русский язык
Ещё одно важная особенность профессиональных стандартов от Минтруда — каждой обобщённой трудовой функции присваивается определённый уровень квалификации (всего предусмотрено 9 уровней квалификации). Это означает, что соответствующие трудовые функции (читай, работы по бизнес-анализу) могут выполняться аналитиками с уровнем квалификации не ниже указанного. Например, по выбранной для сравнения обобщённой трудовой функции «A. Работа с заинтересованными лицами» от аналитика требуется продемонстрировать пятый уровень квалификации в части умений, который описан следующим образом:
Решение различных типов практических задач с элементами проектирования
Выбор способов решения в изменяющихся (различных) условиях рабочей ситуации
Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности
Это в корне противоречит подходу, изложенному в Модели компетенций по бизнес-анализу от Международного института бизнес-анализа (IIBA® Business Analysis Competency Model Version 4.0), где каждая задача по бизнес-анализу может выполняться с пятью различными уровнями компетенции.
Мнение автора:
Лично мне пятиуровневая система «исполнительских» компетенций, описанная в «Модели компетенций по бизнес-анализу от Международного института бизнес-анализа (IIBA® Business Analysis Competency Model Version 4.0)» кажется более гибкой и практически полезной для выстраивания модели компетенций
К минусам, которые имеет профессиональный стандарт «Бизнес-аналитик» от Минтруда РФ, с точки зрения построения модели компетенций, я бы отнёс следующие:
(-) Отсутствует общий и упорядоченный перечень умений и знаний
(-) Отсутствует классификация (группировка) необходимых умений и знаний
(-) Умения и знания не объединены собственно в компетенции
Итоги и выводы
Подход к описанию компетенций, и вообще, к описанию деятельности бизнес-аналитика, используемый в профессиональных стандартах Минтруда РФ сильно отличается от подхода, используемого Международным институтом бизнес-анализа (IIBA®) при описании «базовых» (underlying) компетенций в BABOK® 3.0 и «исполнительских» компетенций в Модели компетенций по бизнес-анализу (IIBA® Business Analysis Competency Model Version 4.0), что затрудняет простое копирование и «арифметическое» объединение двух подходов.
Тем не менее, я считаю возможным построение интегрированной модели компетенций, максимально использующей положительные качества обоих подходов.
Если вы хотите заказать консалтинг, чтобы разработать\адаптировать вашу модель компетенций для отдела аналитиков, с учётом лучших практик, чтобы системно развивать практику бизнес-анализа в своей компании или вам необходимо провести обучение по развитию конкретных компетенций (базовых или исполнительских) — напишите мне olegburko.ru@gmail.com. Я организую видеоконференцию, мы обсудим ваши потребности и найдём наиболее подходящий формат сотрудничества (консалтинг, тренинг, пост тренинговое сопровождение, аудит, консультации и т.д.).