Бизнес-анализ от британского компьютерного общества

Сегодня мы будем разбирать весьма интересную книгу по бизнес-анализу, а именно книгу Дебры Пол и Джеймса Кейдла «Бизнес-анализ. Четвёртое издание». Эта книга вышла в 2020 году в издательстве британского компьютерного общества (BCS, British Computer Society).

Что такое «Британское компьютерное общество»?

Как гласит Википедия, в 1957 году в результате слияния Лондонской компьютерной группы с ассоциацией ученых было образовано Британское компьютерное общество.14 октября 1957 года BCS официально было зарегистрировано как The British Computer Society Ltd.С 1984 года BCS действует в соответствии с Королевской хартией, которая требует от него: «содействовать изучению и практике вычислительной техники и развивать знания в этой области на благо общества». С 2009 года общество известно как «BCS, The Chartered Institute for IT». Вы самостоятельно можете посмотреть, чем оно занимается по следующему адресу: https://www.bcs.org/

В числе прочих активностей BCS предлагает ряд сертификаций для бизнес-аналитиков, от базового уровня, до экспертного. И основаны эти сертификации как раз на той книге, которую я предлагаю рассмотреть.

Содержание книги

Маленькой по объёму эту книгу не назовёшь — она состоит из 439 страниц. Чтобы понять, о чём эта книга, проще всего взглянуть на оглавление:

  1. Что такое «бизнес-анализ»
  2. Компетенции бизнес-аналитика
  3. Стратегический контекст для бизнес-анализа
  4. Сервисный фреймворк бизнес-анализа
  5. Исследование бизнес-ситуации
  6. Анализ и управление стейкхолдерами
  7. Улучшение бизнес-сервисов и процессов
  8. Определение решения
  9. Создание бизнес-кейса
  10. Установление требований
  11. Документирование и моделирование требований
  12. Валидация и управление требованиями
  13. Поставка требований
  14. Поставка бизнес-решения

Авторы не предприняли попытки явно разделить бизнес-анализ на какие-то части (называя их областями знания, как Международный институт по бизнес-анализу в BABOK, или на домены, как институт управления проектами в «Бизнес-анализе для практиков: практическое руководство«), так что нельзя сказать, например, что «Создание бизнес-кейса» — это отдельная часть бизнес-анализа, с какими-то характеристиками, задачами и т.п. Далее я рассмотрю наиболее интересные части этой книги.

Принципы бизнес-анализа

Ценности и принципы стали важной частью культуры разработки. Как известно, основой AGILE являются 4 ценности и 12 принципов, зафиксированных в AGILE манифесте. Если открыть TOGAF — то там вы найдёте архитектурные принципы. Авторы решили не отставать от этой тенденции, и решили что бизнес-анализ также нуждается в принципах и сформулировали их так:

  • Root causes not symptoms (Коренные причины, а не симптомы)
  • Business improvement not IT system change (Совершенствование бизнеса, а не изменение ИТ системы)
  • Options not solutions (Опции, а не решения)
  • Feasible, contributing requirements, not meeting all requests (Выполнимые, значимые требования, а не соответствие всем запросам)
  • The entire business change lifecycle not just requirements definition (Весь жизненный цикл изменений в бизнесе, а не только определение требований)
  • Negotiation not avoidance (Переговоры, а не избегание)

BASF — сервисный фреймворк бизнес-анализа

Если спросить у жителя Германии — «Что такое BASF?», я думаю он сразу ответит, что BASF — это широко известный немецкий химический концерн. Авторы предприняли интересную методологическую попытку переосмыслить эту аббревиатуру и решили, что BASF — это Business Analysis Service Framework, который состоит из 6 сервисов:

  • Situation investigation and problem analysis
  • Feasibility assessment and business case development
  • Business process improvement
  • Requirements definition
  • Business acceptance testing
  • Business change deployment

BASF предоставляет основу для определения бизнес-анализа и роли бизнес-аналитика. Бизнес-анализ — это специализированный сервис, который совместно создает ценность для организаций

Классификация требований

Авторы книги смогли удивить и в этом вопросе. «Бизнес-анализ. Четвёртое издание» от BCS содержит оригинальную классификацию требований, которую можно сформулировать так:

Глоссарий

Хороший источник информации можно сразу определить по глоссарию. В этом вопросе на данную книгу вполне можно рассчитывать: глоссарий составляет внушительные 288 элементов на 22 страницах.

Методы бизнес-анализа

Книга не содержит справочника методов (или техник), системно описанных, как, например в своде знаний по бизнес-анализу BABOK. Методы здесь упоминаются и раскрываются по ходу изложения книги, при рассказе про соответствующие активности по бизнес-анализу. Тема документирования и моделирования требований всегда вызывает интерес у аналитиков, поэтому расскажу про соответствующие методы чуть более подробно. В главе 11 «Документирование и моделирование требований» описаны следующие методы документирования требований:

  • Каталог требований
  • Пользовательские истории
  • Модель данных («сущность» — «связь», диаграмма классов)
  • Модель вариантов использования + сценарии
  • Матрица CRUD
  • Модель бизнес-процесса

По каждому методу приводятся примеры использования. Так что можно сказать, что информацию по популярным методам бизнес-анализа в книге найти можно.

Компетенции бизнес-аналитика

Целая глава посвящена компетенциям, которыми должен обладать бизнес-аналитик. Используется концепция T-shape компетенций, где по горизонтали компетенции должны обеспечивать мультидисциплинарную широту знаний и навыков («Личные качества и знание бизнеса»), а вертикальная ножка должна отражать глубину знаний и навыков в специфическом домене («Профессиональные техники», в нашем случае, в бизнес-анализе). Вот, например, как выглядит группа компетенций Personal qualities («Личные качества»):

  • Communication
  • Relationship building
  • Influencing
  • Facilitation
  • Resilience
  • Analytical skills and critical thinking
  • Attention to detail
  • Problem solving
  • Leadership
  • Adaptable mindse
  • Political awareness
  • Team working
  • Professionalism

Общее количество компетенций равно 32, что делает эту модель компетенций более широкой чем в BABOK, где модель компетенций состоит из 29 элементов.

Выводы

Книга стоит того, чтобы её прочитать. Не назвал бы её самой первой в списке для ознакомления, но поддержка Британского компьютерного общества, и система сертификации заставляют обратить внимание на эту книгу. Если вы разрабатываете методологию бизнес-анализа в своей компании, или хотите просто познакомиться с какими-то методами, лучше разобраться с компетенциями, необходимыми бизнес-аналитику — данная книга может быть вам полезной.

А можно поподробнее?

Если вы хотите более подробно изучить содержание книги Дебры Пол и Джеймса Кейдла «Бизнес-анализ. Четвёртое издание», записывайте вместе с коллегами на мой авторский корпоративный тренинг «Бизнес-анализ: перезагрузка за 5 дней», где я детально рассказываю о самых актуальных и полезных источниках информации по бизнес-анализу.

Бизнес-анализ от британского компьютерного общества
Метки:     

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика