Эта первая статья серии, которая будет посвящена модели компетенций успешного аналитика. Я решил её написать, чтобы ответить на важные вопросы — «Как должна выглядеть модель компетенций аналитика? Какие компетенции необходимы, чтобы стать успешным аналитиком?». Ведь от этого зависит успех в карьере, доход, уверенность в правильности выбранного профессионального пути и многое другое. Правильно выстроенная система компетенций позволяет организовать процесс профессионального роста и развития персонала в любой компании.
Сразу скажу, что на этот вопрос не существует единственно правильного ответа. Немного погуглив, вы можете найти массу статей на тему «Что должен знать аналитик?», «Что должен уметь системный аналитик» и т.п. Многие из этих статей страдают от субъективизма, однобокого рассмотрения, предвзятости и т.п..
Я постараюсь опираться на стандарты и своды знаний. Конкретно эта статья посвящена точке зрения Международного института бизнес-анализа (IIBA®) на вопрос, как структурировать модель компетенций, какими компетенциями должен обладать успешный аналитик. В будущих статьях этого цикла я расскажу, что могут предложить другие популярные и авторитетные источники по бизнес-анализу (своды знаний, стандарты, интересные книги).
Свод знаний по бизнес-анализу (BABOK® 3.0) от Международного института бизнес-анализа (IIBA®)
На российских просторах это самый известный методологический источник информации по бизнес-анализу. Компетенциям, которыми должен обладать аналитик, посвящена целая глава. Эти компетенции названы «базовыми» (underlying), поскольку они не привязаны к конкретным выполняемым задачам по бизнес-анализу и используемым методам. Структура компетенций в BABOK® 3.0 построена следующим образом: выделяются 6 групп компетенций:
Далее, каждая группа компетенций раскрывается на конкретные компетенции. Вот так, например, выглядит группа компетенций «Аналитическое мышление и решение проблем»:
Общее количество базовых компетенций равно 29. Общепринятого деления на «софт скиллы» и «хард скиллы» в BABOK® 3.0 не делается. По каждой базовой компетенции приводятся показатели «оценки эффективности». Например, показателями эффективности базовой компетенции «Творческое мышление» заявляются следующие:
генерация и продуктивное рассмотрение новых идей
применение новых идей для решения существующих проблем
исследование новых понятий и идей
исследование изменений существующих понятий и идей
генерация собственного творчества и творчества других,
Мнение автора: структура базовых компетенций от IIBA® может быть использована в качестве отправной точки для построения в компании собственной матрицы компетенций. Однако вам придётся самостоятельно разрабатывать структуру уровней развития компетенций, измеримые показатели по каждому уровню и каждой компетенции. Также, возможно, потребуется пересмотр общей структуры групп и компетенций, для адаптации к существующей системе оценки персонала
Модель компетенций по бизнес-анализу от Международного института бизнес-анализа (IIBA® Business Analysis Competency Model Version 4.0)
Если свод знаний по бизнес-анализу (BABOK® 3.0) знает практически любой аналитик в России (ну хотя бы его название), то книжку, посвященную модели компетенций по бизнес-анализу знают очень немногие. Она также издана Международным институтом бизнес-анализа (IIBA®), но посвящена уже не базовым компетенциям, о которых я писал выше, а «исполнительским» компетенциям, которые привязаны к задачам по бизнес-анализу.
Структура понятий выглядит следующим образом: в BABOK® 3.0 описаны 30 задач по бизнес-анализу. Уровень исполнения каждой из этих задач называется Исполнительскими компетенциями (Performance Competencies) и оценивается с помощью Дескрипторов квалификации (Proficiency Descriptors) по 5 уровням. И эти дескрипторы описаны в IIBA® Business Analysis Competency Model Version 4.0.
Ознакомительный фрагмент, описывающий модель компетенций от IIBA®, можно найти на сайте Международного института бизнес-анализа по следующему адресу: https://www.iiba.org/globalassets/professional-development/develop-your-skills/competency-model/files/business-analysis-competency-model-v4-preview-edition.pdf
Разберем пример. Возьмём в области знания BABOK® 3.0 «Выявление и взаимодействие» задачу по бизнес-анализу «Подготовка к выявлению». Практическим примером такой задачи может являться, например, подготовка к проведению интервью (или анкетирования) по выявлению требований.
Первый уровень (дескриптор квалификации) этой задачи называется «1.Общая осведомленность (General Awareness)» и говорит о том, что аналитик должен:
Иметь представление о компонентах подготовки к деятельность по выявлению при поддержке других
Иметь представление об общих методах БА
Второй уровень (дескриптор квалификации) называется «2.Практические знания (Practical Knowledge)» и требует от аналитика следующего:
Может самостоятельно подготовиться к несложным активностям по выявлению; полагается на поддержку других в более сложных ситуациях
Полагается на других в управлении логистикой активностей по выявлению
Имеет базовые знания и умеет следовать инструкциям по использованию общих методах БА
Третий уровень (дескриптор квалификации) называется «3.Квалифицированный (Skilled)» и требует от аналитика уже существенно больших знаний и навыков:
Понимает масштаб усилий по выявлению
Выбирает подходящие методы выявления для заинтересованных сторон
Настраивает логистику для мероприятий по выявлению
Подготавливает вспомогательные материалы
Подготавливает заинтересованные стороны заранее к информационным сессиям, чтобы обеспечить бесперебойную работу и все работают для достижения общей цели, используя такие методы, как:
достижение согласия по необходимым обязательствам заинтересованных сторон
мониторинг взаимодействия и сотрудничества заинтересованных сторон, а также
демонстрация отношений сотрудничества с ключевыми заинтересованными сторонами
Организовывает деятельность и эффективно управляйте временем, чтобы последовательно выполнять обязательства и меняться приоритеты.
Анализирует и использует целостное представление о людях, процессах и технологиях для понимания предприятия
Адаптируется к изменяющимся ситуациям и воспринимает их как возможность, а не как препятствие
Демонстрирует способность учиться быстро и охотно
Обучает и обеспечивает понимание новых концепций, связанных с деятельностью по выявлению
Использует общие методы БА
Согласно четвёртому уровню (дескриптору квалификации), который называется «4.Эксперт (Expert)« от аналитика ожидается, что он будет демонстрировать следующее поведение:
Постоянно готовится к сложным активностям по выявлению
Используемые вспомогательные материалы признаны «передовой практикой»
Применяет инсайты и деловую хватку при объединении концепций, связанных с различными аспектами предприятия
Оценивает, что сработало в предыдущих мероприятиях по выявлению, что нет и что можно было бы сделать по-другому в следующий раз
Предвидит возможные задержки и заранее обращается за помощью в изменении приоритетов
Работает с большими или несколькими командами, которые охватывают функции, проблемы, местоположения и часовые пояса, чтобы:
Координировать роли, обязанности и взаимозависимости всей команды члены
Проявлять и поощрять уважение к различиям и многообразию
Использует широкий спектр источников для самостоятельной оценки сильных и слабых сторон
Поддерживайте других в сложных активностях по выявлению
Был признан внутри компании\команды авторитетом в планировании сбора информации
деятельность и к нему часто обращались за поддержкой
Направляет других, как эффективно использовать общие методы по БА.
Демонстрирует квалифицированный уровень владения дескрипторами квалифицированных навыков
И, наконец, мы дошли до высшей ступени эволюции аналитика в реализации задачи «Подготовка к выявлению», которая называется «5.Стратег (Strategist)». Согласно пятому уровню (дескриптору квалификации), аналитика должен быть способен на нижеперечисленное:
Создаёт шаблоны вспомогательных материалов для сбора информации, которые смогут использовать другие
Разрабатывает подходы и тактику для развития большего организационного понимания
Постоянно мониторит процессы, ища возможности для их улучшения
Разрабатывает и активно стимулирует внедрение инновационных методов, инструментов и шаблонов для личного планирования и организации деятельности
Поощряет совместный подход для получения обратной связи, мнений и согласия на использование инструментов и шаблонов сбора информации для личного планирования и организации деятельности
Другие обращаются за советом, поддержкой и обучению способам эффективно подготовиться к выявлению информации
Быстро понимает возможности команды и пробелы в навыках/знаниях
Развивает нетрадиционные идеи подготовки к выявлению информации
Создаёт инновационные способы выполнения задачи, используя общие методы БА
Демонстрирует экспертный уровень дескрипторов квалифицированных навыков
Мнение автора: система «исполнительских» компетенций, описанная в «Модели компетенций по бизнес-анализу от Международного института бизнес-анализа (IIBA® Business Analysis Competency Model Version 4.0)», структурированная как по задачам, выполняемым аналитиком, так и по уровням, является хорошо проработанной и может использоваться практически в чистом виде, с некоторыми доработками. На мой взгляд, необходимо добавить измеримые показатели по каждой компетенции на каждому уровне. Необходимо также проанализировать, насколько 30 задач по бизнес-анализу соотносятся с вашим подходом к бизнес-анализу и нет ли необходимости структурировать задачи как-то иначе, назвать их по иному и т.п.
Если вы хотите заказать консалтинг, чтобы разработать\адаптировать вашу модель компетенций для отдела аналитиков, чтобы системно развивать практику бизнес-анализа в своей компании или вам необходимо провести обучение по развитию конкретных компетенций (базовых или исполнительских) — напишите мне olegburko.ru@gmail.com. Я организую видеоконференцию, мы обсудим ваши потребности и найдём наиболее подходящий формат сотрудничества (консалтинг, тренинг, пост тренинговое сопровождение, аудит, консультации и т.д.).