Модель компетенций успешного аналитика. Часть первая (IIBA®)

Эта первая статья серии, которая будет посвящена модели компетенций успешного аналитика. Я решил её написать, чтобы ответить на важные вопросы — «Как должна выглядеть модель компетенций аналитика? Какие компетенции необходимы, чтобы стать успешным аналитиком?». Ведь от этого зависит успех в карьере, доход, уверенность в правильности выбранного профессионального пути и многое другое. Правильно выстроенная система компетенций позволяет организовать процесс профессионального роста и развития персонала в любой компании.

Сразу скажу, что на этот вопрос не существует единственно правильного ответа. Немного погуглив, вы можете найти массу статей на тему «Что должен знать аналитик?», «Что должен уметь системный аналитик» и т.п. Многие из этих статей страдают от субъективизма, однобокого рассмотрения, предвзятости и т.п..

Я постараюсь опираться на стандарты и своды знаний. Конкретно эта статья посвящена точке зрения Международного института бизнес-анализа (IIBA®) на вопрос, как структурировать модель компетенций, какими компетенциями должен обладать успешный аналитик. В будущих статьях этого цикла я расскажу, что могут предложить другие популярные и авторитетные источники по бизнес-анализу (своды знаний, стандарты, интересные книги).

Свод знаний по бизнес-анализу (BABOK® 3.0) от Международного института бизнес-анализа (IIBA®)

На российских просторах это самый известный методологический источник информации по бизнес-анализу. Компетенциям, которыми должен обладать аналитик, посвящена целая глава. Эти компетенции названы «базовыми» (underlying), поскольку они не привязаны к конкретным выполняемым задачам по бизнес-анализу и используемым методам. Структура компетенций в BABOK® 3.0 построена следующим образом: выделяются 6 групп компетенций:

Далее, каждая группа компетенций раскрывается на конкретные компетенции. Вот так, например, выглядит группа компетенций «Аналитическое мышление и решение проблем»:

Общее количество базовых компетенций равно 29. Общепринятого деления на «софт скиллы» и «хард скиллы» в BABOK® 3.0 не делается. По каждой базовой компетенции приводятся показатели «оценки эффективности». Например, показателями эффективности базовой компетенции «Творческое мышление» заявляются следующие:

Мнение автора: структура базовых компетенций от IIBA® может быть использована в качестве отправной точки для построения в компании собственной матрицы компетенций. Однако вам придётся самостоятельно разрабатывать структуру уровней развития компетенций, измеримые показатели по каждому уровню и каждой компетенции. Также, возможно, потребуется пересмотр общей структуры групп и компетенций, для адаптации к существующей системе оценки персонала

Модель компетенций по бизнес-анализу от Международного института бизнес-анализа (IIBA® Business Analysis Competency Model Version 4.0)

Если свод знаний по бизнес-анализу (BABOK® 3.0) знает практически любой аналитик в России (ну хотя бы его название), то книжку, посвященную модели компетенций по бизнес-анализу знают очень немногие. Она также издана Международным институтом бизнес-анализа (IIBA®), но посвящена уже не базовым компетенциям, о которых я писал выше, а «исполнительским» компетенциям, которые привязаны к задачам по бизнес-анализу.

Структура понятий выглядит следующим образом: в BABOK® 3.0 описаны 30 задач по бизнес-анализу. Уровень исполнения каждой из этих задач называется Исполнительскими компетенциями (Performance Competencies) и оценивается с помощью Дескрипторов квалификации (Proficiency Descriptors) по 5 уровням. И эти дескрипторы описаны в IIBA® Business Analysis Competency Model Version 4.0.

Ознакомительный фрагмент, описывающий модель компетенций от IIBA®, можно найти на сайте Международного института бизнес-анализа по следующему адресу: https://www.iiba.org/globalassets/professional-development/develop-your-skills/competency-model/files/business-analysis-competency-model-v4-preview-edition.pdf

Разберем пример. Возьмём в области знания BABOK® 3.0 «Выявление и взаимодействие» задачу по бизнес-анализу «Подготовка к выявлению». Практическим примером такой задачи может являться, например, подготовка к проведению интервью (или анкетирования) по выявлению требований.

Первый уровень (дескриптор квалификации) этой задачи называется «1.Общая осведомленность (General Awareness)» и говорит о том, что аналитик должен:

Второй уровень (дескриптор квалификации) называется «2.Практические знания (Practical Knowledge)» и требует от аналитика следующего:

Третий уровень (дескриптор квалификации) называется «3.Квалифицированный (Skilled)» и требует от аналитика уже существенно больших знаний и навыков:

Согласно четвёртому уровню (дескриптору квалификации), который называется «4.Эксперт (Expert)« от аналитика ожидается, что он будет демонстрировать следующее поведение:

И, наконец, мы дошли до высшей ступени эволюции аналитика в реализации задачи «Подготовка к выявлению», которая называется «5.Стратег (Strategist)». Согласно пятому уровню (дескриптору квалификации), аналитика должен быть способен на нижеперечисленное:

Мнение автора: система «исполнительских» компетенций, описанная в «Модели компетенций по бизнес-анализу от Международного института бизнес-анализа (IIBA® Business Analysis Competency Model Version 4.0)», структурированная как по задачам, выполняемым аналитиком, так и по уровням, является хорошо проработанной и может использоваться практически в чистом виде, с некоторыми доработками. На мой взгляд, необходимо добавить измеримые показатели по каждой компетенции на каждому уровне. Необходимо также проанализировать, насколько 30 задач по бизнес-анализу соотносятся с вашим подходом к бизнес-анализу и нет ли необходимости структурировать задачи как-то иначе, назвать их по иному и т.п.

Если вы хотите заказать консалтинг, чтобы разработать\адаптировать вашу модель компетенций для отдела аналитиков, чтобы системно развивать практику бизнес-анализа в своей компании или вам необходимо провести обучение по развитию конкретных компетенций (базовых или исполнительских) — напишите мне olegburko.ru@gmail.com. Я организую видеоконференцию, мы обсудим ваши потребности и найдём наиболее подходящий формат сотрудничества (консалтинг, тренинг, пост тренинговое сопровождение, аудит, консультации и т.д.).

Модель компетенций успешного аналитика. Часть первая (IIBA®)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика