Прототипирование в BABOK 3.0

В описании методов бизнес-анализа свод знаний BABOK немногословен и «Прототипирование» не является исключением: меньше трёх страниц отводится на его описание.

(Синим цветом выделен авторский перевод текста BABOK).

Назначение

Что предлагает BABOK как основное назначение метода «Прототипирование»:

Прототипирование используется для выявления и проверки потребностей заинтересованных сторон посредством итерационного процесса, который создает модель или дизайн требований. Метод также используется для оптимизации пользовательского опыта, оценки параметров проектирования и в качестве основы для разработки окончательного бизнес-решения.

Описание

Прототипирование является проверенным (proven) методом для дизайна продукта. Он работает, предоставляя раннюю модель конечного результата, известного как прототип. Прототипирование используется для того, чтобы определить и пропущенные или неправильно определенные требования и неподтвержденные предположения путем демонстрации того,  как продукт выглядит и как он работает на ранних стадиях создания. Прототипами могут быть нерабочие модели, рабочие представления или цифровые изображения решения или предлагаемого продукта. Они могут использоваться для макетов веб-сайтов, служить частично рабочей конструкцией продукта или описывать процессы с помощью ряда диаграмм. Бизнес-правила и прототипы данных можно использовать для обнаружения желаемого потока процессов и бизнес-правил. Прототипирование данных может использоваться для очистки и преобразования данных.

Элементы

Свод знаний разделяет протитипы на два больших класса:

  1. Одноразовый (Throw-away) прототип
  2. Развиваемый (Evolutionary or Functional) прототип

 

Одноразовый прототип

Прототипы генерируются с помощью простых инструментов (таких как бумага и карандаш, на доске или с помощью программного обеспечения), с целью раскрытия и уточнения требований. Прототип может быть изменён или доработан в ходе обсуждения и разработки, но он не становится работоспособным кодом и не поддерживается в качестве конечного результата после реализации системы или процесса. Этот метод прототипирования полезен для определения функциональных возможностей или процессов, которые нелегко выявить с помощью других методов, которые имеют противоречивые точки зрения или которые трудны для понимания. Эти (одноразовые) прототипы могут быть недорогим инструментом для выявления или подтверждения требований, выходящих за рамки интерфейса, включая требования, связанные с процессами, данными и бизнес-правилами.

 

Развиваемый прототип

 

Развиваемые прототипы создаются, чтобы расширить исходные требования к функциональным решениям, поскольку требования уточнены путем использования (функционирующего прототипа) заинтересованными сторонами. Этот подход создает работающее решение и обычно требует специализированного инструмента или языка прототипирования. Такие прототипы могут быть использованы в финальном решении. Если используется специализированное программное обеспечение, бизнес-процессы, правила и данные могут быть смоделированы для оценки влияния изменений и проверки желаемых результатов.

Примеры

В качестве примеров прототипов, в BABOK выделяются следующие:

  • Proof of Principle\Proof of Concept (модель, созданная для валидации (проверки) дизайна системы без моделирования внешнего вида, используемых материалов и процессов/рабочих процессов)
  • Form Study Prototype (используется для понимания размеров, внешнего вида и ощущений от продукта, который будет изготовлен, без создания функциональности. Он используется для того, чтобы определить эргономические и визуальные факторы, используя скульптурное представление продукта, сделанного из недорогих материалов. Этот прототип может также использоваться для моделирования процессов (workflow) или навигации на верхнем уровне, чтобы определить функциональные недостатки (gaps) или несоответствия в возможной реализации свойств продукта
  • Usability Prototype (модель продукта, созданная для проверки взаимодействия конечного пользователя с системой без реализации каких-либо свойств)
  • Visual Prototype (модель продукта, созданная для тестирования визуальных аспектов решения без моделирования полной функциональности)
  • Functional Prototype (модель, созданная для проверки функциональности программного обеспечения, качества системы для пользователя (например, внешнего вида) и рабочего процесса (workflow). Он также упоминается как рабочая модель и используется как для имитации бизнес-процессов и бизнес-правил, так и для оценки вызовов программных функций)

 

При сдаче экзамена на сертификат могут встретиться вопросы на понимание разницы между прототипом, пилотом и т.п. Я уже приводил подобный вопрос в своей статье «Область знания «Оценка решения» BABOK 3.0. Введение». Дублирую его здесь:

BA John works on a project to develop a new solution. He has to evaluate a solution component (part of a limited implementation) that is not fully released. What type of solution is he working now?

  • A — Pilot release
  • B — Operational release
  • C — Proof of concept
  • D — Prototype

Чтобы правильно ответить на этот вопрос, необходимо знать определения компонентов решения на разных стадиях разработки. Они даются в самом начале главы 8 «Оценка решения» свода знаний BABOK 3.0:

  • Прототип или доказательство концепции–работающая, но ограниченная версия решения, показывающая его ценность.
  • Пилот\Бета релиз– ограниченная реализация (limited implementation) решения или версия решения, используемая для проработки проблем и понимания, насколько решение приносит ценность, перед полным релизом решения (before fully releasing).
  • Операционный релиз– полнофункциональные версии части или всего решения, используемые для достижения бизнес-целей, выполнения процесса или достижения желаемого результата.

 Правильный ответ: A

Методы

В качестве методов прототипирования выделены следующие:

  • Storyboarding (раскадровка)
  • Paper Prototyping (бумажное прототипирование)
  • Workflow Modelling (моделирование процесса)
  • Simulation (симуляция)

 

Сильные стороны

  • Обеспечивает визуальное представление будущего состояния (продукта)
  • Позволяет заинтересованным сторонам участвовать в создании и получать обратную связь на раннем этапе процесса проектирования (продукта)
  • При использовании одноразовых прототипов или бумажного прототипирования пользователи могут чувствовать себя более комфортно, критикуя макет (продукта), потому что он не «отполирован» и не готов к выпуску
  • Узкий по охвату, но глубокий по функциональной глубине вертикально-ориентированный прототип может быть использован для технико-экономического обоснования, доказательства концепта или для выявления технологических или процессных гепов (gaps)

 

Недостатки

  • Если система или процесс очень сложны, прототипирование может увязнуть с обсуждением “как”, а не “что”
  • Возможно, понадобится понять или принять технологию (продукта), для того, чтобы начать прототипирование
  • Если прототип будет глубоко проработан и детализирован, у заинтересованных сторон могут возникнуть нереалистичные ожидания в отношении окончательного решения. Они могут варьироваться от предполагаемых сроков завершения до более высоких ожиданий производительности, надежности и удобства использования
  • Заинтересованные стороны могут сосредоточиться на дизайне решения, а не на требованиях, которые должны выполняться решением. Это может, в свою очередь, сдерживать разработку дизайна решения. Разработчики могут полагать, что они должны предоставить пользовательский интерфейс, который в точности соответствует прототипу, даже если существуют более продвинутые технологии и интерфейсные подходы

 

Заключение

Как я уже писал в начале статьи, описание метода очень лаконичное. Добавить можно много чего. Сформулирую несколько моментов, о которых необходимо помнить, при использовании этого метода:

Принципы протипирования

Чтобы все участники проекта придерживались единого подхода к прототипированию, можно начать с формулирования его принципов, особенно коротких лозунгов, например:

  • «Без бумажки, продукт – %%%%%» (если используются бумажные прототипы)
  • «Один раз в две недели» (делаем прототип не реже 1 раза в 2 недели)
  • «Без излишеств» (прототипируем не всё, а только самое необходимое)

Короткие и составленные с юмором лозунги принципов хорошо запоминаются и позволяют определить ограничения и подходы к прототипированию.

В 2013 году в издательстве Манн, Иванов и Фербер вышла книга Тодд Заки Варфел «Прототипирование. Практическое руководство». (https://www.ozon.ru/context/detail/id/21421013/). Глава 4 этой книги посвящена как раз принципам прототипирования:

  • Принцип № 1: узнайте целевую аудиторию и ее намерения
  • Принцип № 2: планируйте немногое, прототипируйте остальное
  • Принцип № 3: формируйте ожидания
  • Принцип № 4: делайте наброски
  • Принцип № 5: это прототип, а не Мона Лиза
  • Принцип № 6: если не можете что-то сделать, притворитесь, что можете
  • Принцип № 7: прототипируйте только необходимое
  • Принцип № 8: снижайте риски – прототипируйте на ранних этапах и часто

Бесплатно можно ознакомиться с некоторыми фрагментами книги, в том числе с описанием процесса прототипирования.

Инструмент прототипирования

Тщательно выбирайте инструмент и технологию прототипирования. Учитывайте цели и задачи проекта, ожидания заинтересованных сторон и существующие ограничения (по времени, по бюджету, по технологии). Сейчас на рынке существует огромное количество инструментов, например Axure, Origami Studio, Proto.io, Moqups, Sketch  и много других. Есть из чего выбрать.

В вышеупомянутой книге Варфела несколько глав посвящены использованию различных инструментов, в том числе PowerPoint, KeyNote, Visio, Fireworks, Axure. Информация, конечно, выдержанная, (оригинал книги вышел в 2009 году) но всё равно представляет интерес.

Любопытно взглянуть на пользовательский рейтинг инструментов для прототипирования в 2008 году, который приводится в книге:

Инсипументы прототипирования

Бумага рулит!

Процесс протипирования

Не пускайте прототипирование на самотёк, управляйте процессом, в том числе:

  1. Определите цели прототипирования
  2. Определите, а лучше детально опишите, весь процесс прототипирования от планирования до подведения итогов (планирование, подбор участников, разработка, презентация, тестирование, анализ и составление отчётности)
  3. Определите правильную аудиторию для показа прототипа
  4. Управляйте ожиданиями заинтересованных сторон

На этом по протипированию всё. Успехов в бизнес-анализе в общем, и в изучении BABOK в частности!

P.S. Если Вас интересуют темы управления требованиями, бизнес-анализа или BABOK, Вы всегда можете заказать у меня корпоративный тренинг. Пишите автору: olegburko.ru@gmail.com

BABOK 3.0 Метод “Прототипирование”
Яндекс.Метрика