BABOK30_logo

Полезные методы BABOK 3.0

Данная статья посвящена одному из методов, описанных в стандарте BABOK. Что такое BABOK можно посмотреть, например, вот здесь.

Последняя версия стандарта BABOK (версия 3.0, которая вышла в апреле 2015 года) включает в себя 50 техник (методов), которые следует применять при выполнении работ по бизнес-анализу. По сравнению с версией стандарта 2.0 добавилось 16 новых техник, однако метод «Lessons Learned» не является новым, он уже был описан в предыдущей версии стандарта.

Описание метода «Lessons Learned» содержится в разделе 27 десятой главы стандарта BABOK версии 3.0. Объем материала небольшой, всего 1 страница и еще 6 строк. По существу, описание метода не изменилось, по сравнению с версией стандарта 2.0.

Попробуем разобраться, что из себя представляет этот метод.

К сожалению, официального перевода последней версии стандарта не существует, поэтому терминология может отличаться от прочих переводов частей стандарта, который можно найти в Интернете.

Начнем с термина. Что же такое «Lessons Learned»? Цитата из глоссария стандарта гласит следующее:

«Lessons learned process: A process improvement technique used to learn about and improve on a process or project. A lessons learned session involves a special meeting in which the team explores what worked, what didn’t work, what could be learned from the just-completed iteration, and how to adapt processes and techniques before continuing or starting anew.»

 «Процесс «Извлеченные уроки» — это техника процессного улучшения, используемая для того, чтобы узнать и улучшить процесс или проект. Сессия «Извлеченные уроки» представляет собой специальную встречу, на которой команда (проектная) изучает что сработало, что не сработало, из чего можно извлечь урок после только что закончившейся итерации (фазы или этапа проекта), и как адаптировать процессы или техники (выполняемых работ) перед продолжением или стартом нового (проекта, итерации).»

«Lessons learned» можно перевести как «Выученные уроки», «Извлеченные уроки», «Полученные уроки» и еще многими способами. В статье я буду пользоваться переводом «Извлеченные уроки».

Ниже приводится авторская версия перевода этого 27 раздела 10 главы стандарта BABOK, с описанием метода «Lessons Learned (Извлеченные уроки)».

10.27.1 Назначение

Назначение процесса «Извлеченные уроки» — собрать и задокументировать как материалы по достигнутым успехам, возможностям для улучшения, допущенным ошибкам\неудачам, так и рекомендации для повышения эффективности будущих проектов.

10.27.2 Описание

Сессия «Извлеченные уроки» (известная также как ретроспектива) помогает идентифицировать как изменения результатов и процессов бизнес-анализа, так и успехи, которые могут быть внедрены в будущей работе. Эти техники («Извлеченные уроки») могут также быть полезны на стадии закрытия какой-либо вехи проекта. Сессии («Извлеченные уроки») могут проводиться в любом формате и месте, которые приемлемы ключевыми заинтересованными лицами, и могут быть как формально инициируемыми встречами, так и неформальными сессиями. Если имеются значительные успехи, в сессию («Извлеченные уроки») может быть включен элемент празднования («Танцуют все! :)»).

10.27.3 Элементы

Сессии («Извлеченные уроки») могут включать обзор:

  • активностей или результатов бизнес-анализа;
  • финального решения, услуги или продукта;
  • примененного или избегнутого метода автоматизации (технологии);
  • воздействия на организационные процессы;
  • ожиданий и результатов в части производительности;
  • положительных или отрицательных отклонений;
  • первопричин, влияющих на эффективные результаты;
  • рекомендаций к поведенческим подходам.

10.27.4 Рекомендации по использованию

1 Сильные стороны

  • полезно при определении возможностей или областей для улучшений;
  • оказывает содействие в укреплении морального духа команды после сложного периода;
  • усиливает положительный опыт и успехи;
  • уменьшает риски будущих действий;
  • обеспечивает осязаемую ценность или метрики как результат усилий;
  • соотносит сильные стороны и недостатки (выявленные в ходе проекта) с использованными структурой проекта, его методологией, а также инструментарием.

2 Ограничения

  • честного обсуждения может не произойти, если участники сессии пытаются возложить вину (за допущенные ошибки) друг на друга;
  • участники сессии могут не проявлять инициативы, и неохотно документировать и обсуждать проблемы;
  • Проактивная фасилитация (инициативное содействие) может потребоваться (например, от модератора сессии), чтобы гарантировать, что дискуссия остается ориентирована на решения и возможности для улучшения.

На этом описание метода в стандарте заканчивается.

Справедливости ради надо сказать, что стандарт дает дополнительные рекомендации по употреблению метода для выполнения той или иной задачи по бизнес-анализу. Например, в перечне рекомендуемых методов для выполнения задачи 3.1 «Планировать подход к бизнес-анализу» для метода «Извлеченные уроки» указано: «используется для определения предыдущего опыта предприятия (как успехов, так и проблем) при планировании подхода к бизнес-анализу».

Как вы сами можете убедиться, описание метода более чем лаконичное. Просто так достать метод из коробки под названием «BABOK 3.0» и начать им немедленно пользоваться, скорее всего, не получится. Нет ни примеров шаблонов, как оформлять извлеченные уроки, ни методических указаний по проведению сессий, ни лучших практик.

В рамках моего курса по бизнес-анализу, в дополнение к информации, содержащейся в стандарте, мы со слушателями дополнительно рассматриваем:

  • практику применения метода;
  • возможный вариант структуры отчета по извлеченным урокам;
  • примеры оформления отчета;
  • связи метода (например, с областью «Управление знаниями»);
  • делаем практику по заполнению отчета;
  • особенности проведения встреч (сессий) по формированию извлеченных уроков.

Если у кого-то есть примеры заполнения отчета, или есть интересные кейсы по применению метода – присылайте, я с удовольствием использую эти материалы в курсе (обезличенно или со ссылкой на Вашу компанию) и опубликую на сайте.

Уточнить ближайшую дату курса по бизнес-анализу или организовать корпоративный тренинг Вы можете, написав письмо автору: olegburko@outlook.com

Надеюсь, данная статья была Вам полезна. Удачи в проектах и регулярной деятельности!

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru