Классификатор типовых процессов от APQC (American Productivity & Quality Center, Американского центра производительности и качества)

APQC

Очень часто в процессе обучения моделированию бизнес-процессов, построения бизнес-архитектуры или в ходе проектов по моделированию и совершенствованию бизнес-процессов у Заказчика возникает такой вопрос: «А существует готовый перечень бизнес-процессов? Чтобы нам не изобретать велосипед. Мы ведь можем что-то упустить, сделать непоправимую ошибку». 

Да, такой перечень бизнес-процессов существует и называется он Process Classification Framework. На русский язык этот термин переводят по-разному: фреймворк классификации процессов, классификатор типовых процессов, структура классификации процессов и т.п.

В рамках этой статьи я буду использовать термин «классификатор типовых процессов».

Разрабатывает классификатор типовых процессов некоммерческая организация, признанный лидер в области бенчмаркинга, управления знаниями и оценки качества — American Productivity & Quality Center, Американский центр производительности и качества или просто APQC.

На сайте организации (https://www.apqc.org) приводится изречение её основателя, Джексона Грейсона, которое можно трактовать как миссию APQC:

Улучшение производительности и качества — это гонка без финиша. Будущее Вашей организации будет определяться тем, насколько хорошо и насколько быстро вы учитесь, адаптируетесь и совершенствуетесь

Классификаторов типовых бизнес-процессов у APQC несколько. Основным является универсальный кросс-индустриальный классификатор типовых процессов, помимо него существуют специализированные, индустриальные классификаторы, отражающие специфику той или иной отрасли:

  • Aerospace
  • Automotiv,
  • Broadcasting/Radio/TV/Cable/Medi,
  • Consumer Products/Packaged Good,
  • Energy and Utilit,
  • Financial Services/Bankin,
  • Petroleum/Oil/Ga,
  • Pharmaceutica,
  • Telecommunication

Что особенно важно для русскоязычной аудитории, текущая версия универсального классификатора типовых процессов (7.0.5 от 21.04.2017) переведена на русский язык.

APQC

Со структурной точки зрения, классификатор представляет собой пятиуровневую иерархию бизнес-процессов. Каждому процессу присвоен код, по которому можно понять, на каком уровне находится этот бизнес процесс. Например, процесс 13.2.3.2.5 «Разработка принципов премирования и поощрения» находится на самом низшем, пятом, уровне, а процесс 13.0 «Развитие и управление компетенциями предприятия» находится на высшем, первом уровне.

 

На верхнем уровне классификатор типовых процессов представляет собой 13 бизнес-процессов:

APQC

По количеству бизнес-процессов верхнего уровня, зачастую этот классификатор называют «Тринадцати процессная модель».

Как видно, перевод выполнен не полностью и заголовки остались на английском, но главное, что названия бизнес-процессов на русский язык переведены.

Помимо иерархического кода (Hierarchy ID), у каждого бизнес-процесса есть также уникальный код, не связанный с иерархией (PCF ID).

Обратите внимание, что для некоторых процессов, классификатор типовых процессов включает в себя метрики. Это важно, поскольку позволяет осуществлять бенчмаркинг одного и того же процесса между разными предприятиями.

Например, для процесса 1.0 «Разработка видения и стратегии» предусмотрены две метрики:

  • 101337 «Количество новых бизнесов, запущенных на протяжении последних трёх отчётных периодов в соотношении к 1$ миллиарду выручки»
  • 101339 «Количество новых бизнесов, запущенных на протяжении последних трёх отчётных периодов в соотношении к 100$ миллионам затрат на НИОКР»

Общее количество процессов на всех пяти уровнях составляет 1621 (!).

Для примера, я приведу группу процессов 1.0 «Разработка видения и стратегии» полностью:

10002       1.0               Разработка видения и стратегии                                                  Y

17040       1.1               Определение концепции и долгосрочных перспектив бизнеса       N

10017       1.1.1            Оценка внешней среды                                                                  Y

19945       1.1.1.1         Определение конкурентов                                                             N

10021       1.1.1.2         Анализ и оценка конкурентов                                                        N

10022       1.1.1.3         Определение экономических тенденций                                     N

10023       1.1.1.4         Определение политического и нормативно-правового окружения  N

10024       1.1.1.5         Оценка технологических инноваций                                            N

10025       1.1.1.6         Анализ демографической ситуации                                             N

10026       1.1.1.7         Определение производственного процесса                                N

10027       1.1.1.8         Определение влияния на экологию                                              N

16790       1.1.1.9         Определение возможностей защиты и охраны интеллектуальной собственности           N

16791       1.1.1.10       Оценка возможностей приобретения интеллектуальной собственности  N

10018       1.1.2            Исследование рынка и выявление потребностей и пожеланий клиентов  N

10028       1.1.2.1         Проведение качественного/количественного исследования и оценки       N

19946       1.1.2.2         Фиксирование потребностей и пожеланий клиентов                  N

19947       1.1.2.3         Оценка потребностей и пожеланий клиентов                             N

10019       1.1.3            Оценка внутреннего окружения                                                    N

10030       1.1.3.1         Анализ характеристик предприятия                                             N

19948       1.1.3.2         Анализ организации работы на предприятии                              N

10031       1.1.3.3         Описание базового состояния текущих процессов                    N

10032       1.1.3.4         Анализ систем и технологий                                                         N

10033       1.1.3.5         Анализ финансового состояния                                                    N

10034       1.1.3.6         Определение ключевых компетенций                                         N

10020       1.1.4            Отслеживание спецификаций на сырье и материалы               N

19949       1.1.4.1         Формулирование стратегического видения                                 N

10035       1.1.4.2         Приведение заинтересованных сторон в соответствие со стратегическим видением N

10036       1.1.4.3         Информирование заинтересованных сторон о стратегическом видении   N

16792       1.1.5            Проведение возможной реструктуризации организации           N

16793       1.1.5.1         Определение возможностей для реструктуризации                  N

16794       1.1.5.2         Проведение комплексной оценки предприятия                          N

16795       1.1.5.3         Проведение анализа вариантов сделки                                       N

16796       1.1.5.3.1      Оценка параметров приобретения                                               N

16797       1.1.5.3.2      Оценка параметров слияния                                                         N

16798       1.1.5.3.3      Оценка параметров разделения                                                   N

16799       1.1.5.3.4      Оценка параметров отчуждения активов                                    N

10015       1.2               Разработка стратегии предприятия                                              N

10037       1.2.1            Разработка миссии организации                                                   N

10044       1.2.1.1         Расчёт и оптимизация плана отправки для точки доставки      N

10045       1.2.1.2         Формулирование миссии                                                                N

10046       1.2.1.3         Расчёт и оптимизация планов загрузки для точки доставки    N

10038       1.2.2            Определение и оценка вариантов стратегии достижения целей     N

10047       1.2.2.1         Определение вариантов стратегии                                              N

10048       1.2.2.2         Оценка и анализ последствий каждого варианта                       N

13289       1.2.2.2.1      Определение влияния на ключевые элементы операционной бизнес-модели, требующие изменения                                                                                                         N

13290       1.2.2.2.2      Определение влияния на ключевые аспекты технологии         N

16800       1.2.2.3         Разработка стратегии работы с корпоративными клиентами   N

16801       1.2.2.3.1      Разработка стратегии услуга-как-продукт                                  N

16802       1.2.2.4         Разработка стратегии работы с частными лицами                    N

16803       1.2.2.5         Разработка стратегии партнёрства или создания альянсов     N

16805       1.2.2.6         Разработка стратегии слияния/разделения/приобретения/выхода N

16806       1.2.2.7         Разработка стратегии инновации                                                 N

14189       1.2.2.8         Разработка стратегии устойчивого развития                              N

19950       1.2.2.9         Разработка стратегии глобальной поддержки                            N

19951       1.2.2.10       Разработка стратегии использования единого центра услуг   N

14197       1.2.2.11       Разработка стратегии бережливого производства/непрерывного улучшения                 N

19952       1.2.2.12       Разработка стратегии и методики инноваций                             N

10039       1.2.3            Выбор долгосрочной стратегии                                                    N

10040       1.2.4            Разработка стратегии поиска поставщиков                                N

10041       1.2.5            Создание организационной структуры                                        N

10049       1.2.5.1         Оценка широты и глубины организационной структуры           N

10050       1.2.5.2         Сопоставление специфичных ролей и анализ добавленной стоимости    N

10051       1.2.5.3         Разработка диаграмм активности ролей для оценки переходных процессов                 N

10052       1.2.5.4         Организация семинаров по изменению организации                 N

10053       1.2.5.5         Составление плана отношений между организационными единицами      N

10054       1.2.5.6         Взаимодействие с поставщиками по определению возможностей снабженческого характера                                                                                                 N

10055       1.2.5.7         Оценка влияния допустимых альтернатив на предприятие     N

10056       1.2.5.8         Переход к новой организации                                                       N

10042       1.2.6            Разработка и постановка целей организации                             N

19953       1.2.6.1         Определение целей организации                                                 N

19954       1.2.6.2         Фиксирование базовых значений показателей                           N

19955       1.2.6.3         Мониторинг достижения целей                                                     N

10043       1.2.7            Обработка/рассмотрение заявок                                                  N

19956       1.2.7.1         Анализ бизнес-подразделений стратегии                                   N

19957       1.2.7.2         Определение ключевых компетенций каждого подразделения      N

19958       1.2.7.3         Размещение/распределение заказов                                           N

19959       1.2.8            Разработка стратегии клиентского опыта                                   N

19960       1.2.8.1         Оценка клиентского опыта                                                            N

19961       1.2.8.1.1      Исследование/разрешение конфликтов                                      N

19962       1.2.8.1.2      Оценка клиентского опыта в точках взаимодействия               N

19963       1.2.8.1.3      Мониторинг/управление информацией о поставщиках              N

19964       1.2.8.2         Подготовка/анализ закупок и качества работы поставщиков   N

16612       1.2.8.2.1      Формулирование и управление профилями потенциальных клиентов      N

19965       1.2.8.2.2      Создание карты взаимодействия с клиентом                             N

19966       1.2.8.2.3      Формулирование единого взгляда на клиента со стороны организации    N

19967       1.2.8.2.4      Определение видения клиентского опыта                                  N

19968       1.2.8.2.5      Проверка на реальных клиентах                                                  N

19969       1.2.8.2.6      Приведение клиентского опыта в соответствие с ценностями бренда и стратегией организации                                                                                                      N

19970       1.2.8.2.7      Разработка стратегии контента                                                    N

19971       1.2.8.3         Планирование структур, отвечающих за взаимодействие с клиентом       N

19972       1.2.8.3.1      Определение необходимых компетенций                                   N

19973       1.2.8.3.2      Определение влияния на функциональные процессы              N

19974       1.2.8.4         Разработка плана мероприятий по развитию и реализации компетенций, необходимых для поддержки клиентского опыта                                                           N

18916       1.2.9            Доведение стратегий внутри и вне организации                         N

10016       1.3               Реализация и измерение хода реализации стратегических инициатив     N

10057       1.3.1            Разработка стратегических инициатив                                        N

19975       1.3.1.1         Определение стратегических приоритетов                                 N

19976       1.3.1.2         Разработка стратегических инициатив, основанных на ценностях бизнеса/клиентов      N

19977       1.3.1.3         Обсуждение с заинтересованными лицами                                N

10058       1.3.2            Оценка стратегических инициатив                                               N

19978       1.3.2.1         Определение ценности каждого стратегического приоритета для организации                 N

19979       1.3.2.2         Определение ценности каждого стратегического приоритета для клиентов                 N

10059       1.3.3            Выбор стратегических инициатив                                                N

19980       1.3.3.1         Расстановка приоритетов стратегических инициатив               N

19981       1.3.3.2         Доведение стратегических инициатив до подразделений и заинтересованных сторон      N

10060       1.3.4            Разработка мер на высоком уровне                                             N

19982       1.3.4.1         Выявление факторов, влияющих на стоимость предприятия   N

19983       1.3.4.2         Фиксирование базовых значений факторов, влияющих на стоимость предприятия               N

19984       1.3.4.3         Отслеживание изменений относительно базовых значений     N

19507       1.3.5            Реализация стратегических инициатив                                       N

 

Как показал опыт проектов, при соотнесении деятельности реального российского предприятия и данного классификатора зачастую возникают разногласия относительно границ бизнес-процессов и их названий. Но, всё решаемо, с учётом имеющегося опыта, в рамках конструктивного диалога и стремления к непрерывному улучшению производительности и качества.

 

Референтная модель бизнес-процессов APQC
Метки:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru